«Иванушкины именины» Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной группы
Много сказок есть на свете,
Где герой – простой Иван.
А мы придумали другую,
Посмотрите, вот какую!
По деревне говорят: «У Ивана именины!»
«Иванушкины именины» Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной группы . Сценарий:
«Иванушкины именины»
Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной группы (легко варьируется)
Дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию хороводным шагом входят в музыкальный зал, садятся на места.
Вед. Много сказок есть на свете,
Где герой – простой Иван.
А мы придумали другую,
Посмотрите, вот какую!
По деревне говорят: «У Ивана именины!»
Дети повторяют эти слова на все лады, наперебой: «Именины, именины! У Ивана именины!
Вед. Приглашают всех подряд,
Всем Иванушка наш рад.
Стол накрыли во дворе –
Места мало всем в избе.
Пироги уже готовы,
А Ванюша крепко спит,
Потихонечку «храпит».
Спит Ванюшенька на печке,
В самом тёпленьком местечке.
Матушка кричит:
Матушка: (выходит из-за ширмы)
Иван, вставай, да наряд свой надевай.
Петухи давно пропели. Ну, и соня, в самом деле.
Слышишь, в кузнице куют. За работушкой поют.
Мальчики подг. гр. исполняют р.н. песню «Во кузнице» русская народная песня (ложки)
(Матушка выводит Ивана во двор, гладит его, прихорашивает, причёсывает и надевает на него праздничный головной убор)
Матушка. Ну, проснулся, наконец,
Ах, какой ты – молодец!
Молочка, родной, попей,
Да иди встречать гостей. (Иван «пьёт» молоко, выходит на середину зала подбоченившись, расхаживает)
Иван: Мне давно бы встать,
Да соколом походить,
Да людей посмотреть,
Да себя показать! (Матушка любуется сыном)
Вед: Ну, а гости тут как тут.
С утра к Ванечке идут.
(К Матушке и Ивану выходят двое детей старшей гр.)
Мальчик: Здравствуй, Матушка! (кланяются)
Девочка: Здравствуй, Иванушка! (кланяются)
Матушка и Иван (вместе): Здравствуйте, Здравствуйте, Проходите, хвастайте!
Дети (оба) Мы не с пустом к вам пришли,
Прибаутки принесли!
Дети старшей группы исполняют р.н. прибаутки:
«Чики-чики, чикалочки»
«Две тетери»
««Тень - тень потетень» русская народная прибаутка»
после прибауток дети старшей группы сразу начинают хоровод с участием Ивана Кто у нас хороший? Русская народная песня
Мы не станем унывать, будем мы в игру играть. Игра с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу; дети идут хороводом, поют).
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать (дети останавливаются).
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись (Девочка подхватывает свободный конец ленты).
Мы считаем: раз, два, три,
Ну-ка, ленту забери! (Ваня и подружка подбрасывают ленту вверх и обегают круг по внешней стороне за детьми, в разные стороны.)
Кто первым подбежит и возьмет ленту, тот выиграл. Если победитель девочка, то она водит. Петь следует так:
Вышла Лена (имя девочки) погулять,
Стала друга выбирать… и т.д.(после игры дети садятся на места)
Матушка: Погляди-ка ты, Иванушка,
Не идут ли сюда девочки?
Иван: Идут, идут, свои забавушки несут!
Девочки подг. гр.: Ой, ты Ванечка, Иван,
Подойди к калиточке.
На мне новый сарафан,
Шёлковые ниточки.
(Девочки подготовительной группы образуют «ручеёк»)
Девочки первой пары: Здравствуй, Матушка! (кланяются)
Здравствуй, свет-Иванушка! (кланяются)
Матушка и Иван (вместе): Здравствуйте, Здравствуйте, Проходите, хвастайте!
Девочки: (обе) Мы не с пустом к вам пришли,
Песни, пляски принесли!
Руби сосны, руби ель,
Спляшем весело «кадрель»!
Исполняется Кадриль Ваня милый.
1. -Ваня, милый, где ты был?
- Был я у портного,
Заказал себе сюртук,
Да по новой моде.
Припев: Яркий, красный сюртучок, бархатные брючки,
Тротуаром он идет, во карманах ручки.
2. – Ваня, милый, где ты был?
- Я к сапожнику ходил:
Заказал ботинки сшить
Да по новой моде.
На французском каблучке,
С узкими носками,
По бульвару попрошу
Прогуляться с нами.
3. – Ваня, милый, где ты был?
- А я к шляпнику ходил:
Заказал себе картуз,
Да по новой моде.
Что за шляпа у меня
Модная такая,
По бульвару попрошу
Прогуляться с нами.
(на каждый проигрыш девочки играют на ложках, Ваня прогуливается по кругу, выбирая себе любую из девочек)
Перестраиваются в круг, Иван в середине:
Иван. Если есть в саду цветы, будет и поляночка.
Если есть в избе девчата, будет и гуляночка.
Девочка. У Ивана – кудряша походочка хороша.
За походочку люблю и за рученьку беру.
По двору поведу, тёплым взором одарю!
Хоровод Марьюшка - Марьяна (Порушка – Параня)
Уж ты, Марьюшка - Марьяна,
Ты за что любишь Ивана?
Эх, я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява.
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
Уж ты, Марьюшка - Марьяна,
Ты за что любишь Ивана.
Эх, я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
Вед: (громко) Раз, два, три! Прилетели комары!
к девочкам подбегают мальчики подготовительной группы, проводится
Игра «Барашеньки-крутороженьки»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.
Барашеньки, крутороженьки, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
По горам ходили,
По лесам бродили. Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу.
В скрипочку играли,
Ваню потешали. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке.
Ваня, Ваня, простота Руками показывают на Ваню.
Купил лошадь без хвоста. Упираются кулачками в бока. Выполняют пружинки с поворотами.
Сел задом наперед Прыжком разворачиваются лицом из круга.
И поехал в огород. Выполняют пружинки, руки держат «поводья».
С окончанием текста Ваня догоняет обидчиков.
Вед: (громко) Раз, два, три! Улетели комары! (дети подг. группы садятся на места)
Вед: Шу-шу-шу! Шу-шу-шу!
Ой, что знаю, что скажу.
Пробегала тут лисичка,
Напевала по привычке.
Её песенка простая,
Да занятная такая. (Из-за «деревца» выходит Лиса девочка подг.гр)
Лиса: Я – знаменитая певица.
Спою вам песню-небылицу! ( дети поют, сидя на местах)
Песенка Е. Попляновой «Хитрая лисичка»
- Почему так, почему так - Дети
Ты, лисичка, любишь уток?
- Ах, пустите, я спешу так, - Лисичка
Мне, простите, не до шуток!
- Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
- Что вы, что вы! Я дрожу так.
Говорят, что вид их — жуток!
- Почему так, почему так
Ты, лисичка, любишь уток?
- Не люблю я их совсем:
Как поймаю — сразу съем!
Вед: (обращается к детям старшей группы)
А вы, гости, что сидите.
Все скорей играть идите!
Игра «Трынцы-брынцы, бубенцы»
Выбирают двух водящих, остальные стоят по кругу, держась за руки. Один водящий становится жмуркой, ему завязывают глаза. Второму дают колокольчик. Дети идут по кругу и поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурка не поймает.
После этих слов жмурка начинает ловить того, у кого колокольчик. Водящие не выходят за пределы круга. Если жмурка поймает убегающего, то он становится в круг, а пойманный становится жмуркой, выбрав себе из круга пару.
Вед. На дворе капель, а у нас тепель.
Где хорошо живётся, там и песня поётся.
Ансамбль девочек «р.н.прибаутка «Патока с имбирем»
Вед. Эй, Иванушка, смотри, что там движется вдали!
Иван. Ба! Да это Сивка Бурка!
Сивка! Вещая Каурка!
К нам дороженьку нашла
И на праздник наш пришла!
Под р.н. музыку « вбегает Сивка Бурка». Иван догоняет Сивку Бурку, гладит её, угощает сеном.
Вед. Обнял Сивку наш Иван,
Да сенца скорее дал.
Сивка хвостиком виляет.
Покататься приглашает. (дети выстраиваются за «Сивкой Буркой», едут, поют:
Еду, еду на беседу.
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму!
Бух! (повторяют 2 раза, садятся на места)
Иван: Весело нас покатала, а теперь беги в сарай, до утра там отдыхай!
Вед. Вдруг неведомо откуда слышен «нежный» голосок:
Б-Я: (из-за двери) Эй, Ванюшенька, дружок, мне оставил пирожок?
Ох, люблю я вкусные пироги капустные!
Вед. А гостям всем невдомёк, чей же это голосок.
Это к нам летит сама наша бабушка Яга! (влетает Баба Яга)
Б-Я: Здравствуй милый мой Ванёчек! Бриллиантовый дружочек.
Ты сегодня так хорош, на добра молодца похож.
А теперь, господа, проходите сюда! Будем в игры играть,
Что бы всем показать Молодецкую стать! (берет в руки метлу и объясняет правила игры)
Игра «Бабка Ёжка»
В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Дети идут по кругу и дразнят ее:
Бабка Ежка, костяная ножка!
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку, испугала зайку. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает, («заколдован»)
Вед: Баба-Яга, ты показал нам свою игру, а теперь мы хотим показать тебе игру современную, которая называется «Баба-Яга»
Игра “Баба Яга”
Дети встают в круг, хором произносят текст и все вместе выполняют движения.
В темном лесе есть избушка. (Идут по кругу.)
Стоит задом наперед.(Прыжком поворачиваются в другую сторону.)
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.(Идут по кругу в другую сторону.)
У нее глаза большие.(Разжимают кулачки подобно открывающимся глазам?)
Словно огоньки горят.
Ух! (Приседают.) Сердитая какая! Дыбом волосы стоят.
(Резко поднимают руки вверх. Дети разбегаются в разные стороны, Баба – Яга их ловит)
Баба-Яга: Ой, спасибо за новую игру.
Б-Я: Пословицы да поговорки послушаем,
А потом Ванюшиных пирожков покушаем.
1 реб. Ах, какие вкусные
Пироги капустные!
2 реб. Пироги жевать,
Не лошадь запрягать!
3 реб. Пироги жевать,
Не лопатою махать!
4 реб. Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Вед. Всех гостей Иван сажает, пирогами угощает.
(Звучит р.н. музыка. Иван, Матушка, воспитатели в русских народных костюмах разносят маленькие пирожки с капустой, завёрнутые в бумажную салфетку всем присутствующим в зале. Все едят пирожки. Музыка продолжает звучать)
Б-Я: Ела-ела я немало, но зубов не поломала.
До чего же вкусные пироги капустные.
Именины хороши. Веселилась от души!
Именинник дорогой, мне пора лететь домой.
Вспоминай меня, Ванёк, мой румяный пирожок.
А теперь пора к Кащею, наварил он нынче щей.
Посидим мы с ним вдвоём, да частушки пропоём. ( исчезает)
Матушка. Вам, смотрю, играть потеха,
Ну, а Ване не до смеха.
Ишь, как ноженьки дрожат.
Он устал и хочет спать.
(Ваня ложится на «печку», а Матушка садится рядом и «прядёт пряжу»)
Вед: Спит Ванюшенька на печке, в самом тёпленьком местечке.
Пряжу матушка прядёт, колыбельную поёт.
Ай, баю, баю, баю, лежит Ваня на краю. Колыбельная.
(девочки старшей группы поют вместе с Матушкой)
Ай, баю, баю, баю,
Лежит Ваня на краю.
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Он утащит во лесок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадет,
Прямо Ванечке в роток.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать,
Стала Ванюша засыпать.
Спи, Ванюша мой, усни,
Люли, люленьки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Вед. Тс-с-с… Тише, тише, тишина.
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра.
Да и нам домой пора.
Спасибо этому дому, пойдём к другому. ( дети под спокойную р.н. музыку идут в группу)
Ведущий: Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара…
С бубликами вкусными,
Пирогами русскими.
Гостям нашим – глубокий поклон,
Приходите еще в наш уютный, добрый дом!