Варианты игровых приёмов по пению на музыкальных занятиях для старших дошкольниковВарианты игровых приёмов по пению на музыкальных занятиях для старших дошкольников

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями,  садятся возле фортепиано.

 

Первый ряд – «гудошники»,   второй  ряд – дети которые чисто интонируют звуки в диапазоне  ре (ми)- ля 1 октавы, третий ряд – дети с чистой интонацией.

Музыкальное приветствие

М.Р.  «Все мы в сборе в радостном хоре»  (дети исполняют на одном звуке с транспонированием тональности) Положили звук, как на полочку и никуда его не перекладываем  (жест рукой)

М.Р. Познакомимся поближе.

Дети последнего третьего ряда поют свои имена по цепочке: первый – высоко, второй – низко и так до конца ряда.

Дети среднего ряда: первый – громко (форте), второй – тихо (пиано). Дети первого ряда: первый – быстро, второй – медленно).

Задания на развитие слухового внимания:

- Куда поскакал бельчонок Пик? Вверх, собирать орешки, или вниз, собирать грибы?  (дети определяют, куда движется мелодия)

- Почему ты решил, что вверх? (последние  звуки звонкие, высокие)

- Сколько орешков собрал Пик?  (секунда, терция, трезвучие – сосчитать количество звуков)

- Сколько грибочков? (дети слушают с закрытыми глазами)

Распевание:

- ля 1 октавы (начать с чистопоющих)

- «у» - гудит самолёт (дыхание, тянуть как можно дольше)

- «ду» - пароход

- «Андрей-воробей» - (с транспонированием)  Поём, как в одну дудочку играем.

- Вот иду я вверх, вот иду я вниз (показ рукой

- Я иду по лесенке, распеваю песенки.

 Я спускаюсь с лесенки, распеваю песенки.

У кота-воркота  колыбелька хороша  (на гласную «а» подбородок оттягивать указательным пальцем)

Узнать песенку по артикуляции губ.  « Песня»

М.Р. (Задания на развитие слухового внимания) Рядом с избушкой Нафани росла большая ель. У ели под корягой змейка жила. Вот она выползает на горку, чтобы погреться на солнышке. Солнышко скрылось, уползает в норку (хроматическая гамма вверх, вниз, услышать, куда поползла змейка, закрыв клавиатуру листком бумаги)

М.Р. В лесу щебетали птички. Вот одна прилетела  (прима).  Вот вторая.  Ссорятся (секунда) Послушайте, ссорятся или дружно сидят? (секунда, терция).  Вот ещё одна прилетела (трезвучие).   Правильно,  три птички. Изобразим голосом, как сидят птички, показывая рукой  (Звучит мажорное трезвучие сверху вниз) Улетела! Сколько птичек сидит на ветке? (секунда). Ссорятся или дружно сидят? А сейчас сколько? (трезвучие). А сейчас? (прима)

М.Р. В чаще леса слышно кукушку.  (Ля-фа диез) 

Дети поют: ку-ку.

М.Р. Комарики  пищат: з-з-з-з-з-з (на ноте си 1 октавы)

Дети повторяют

М.Р. Шмель прожужжал: ж-ж-ж-ж-ж-ж (на ноте ми, ре, до 1 октавы)

Самолёт в небе прогудел: у-у-у-у-у  (ля, си 1 октавы, до – второй октавы)

М.Р. Дети в лесу:  а-у, а-у, а-у.

М.Р. Пробежал  «Лёгкий ветерок»  (до2 си-ля-соль-фа с транспонированием)

М.Р. (Узнать песенку по артикуляции губ) Узнайте весёлую песенку – прибаутку. Я исполню её беззвучно, одними губами. Дети узнают «Тень-тень» р.н.п.  Будем исполнять эту песенку «вслух – про себя» (первая фраза вслух, вторая про себя и т.д. и наоборот)

М.Р. Выберем лису, козу, зайца, медведя.  Мальчики – ежи, девочки –    блошки  (используются шапочки зверей)  Инсценировка песни.

М.Р. Узнайте, какую песню я отстучу молоточком?  Правильно, «Родная песенка» композитора Я. Дубравина.  Песня исполняется всей группой  (напомнить о характере  песни,   выразительности исполнения, мимике) Оценка собственного исполнения самими детьми.

Задание на развитие  слухового  внимания:

- Звук металлофона  найти на фортепиано и наоборот.

- Дин-дан-дон (мажорное трезвучие) определить, какая нота выше, какая ниже.

- Поднять руку на свой звук.

1.Учим Петрушку чисто и красиво петь (игрушка би-ба-бо)

2. Певческая установка: Если хочешь сидя петь,

                                          Не садись ты как медведь.

                                          Спину выпрями скорей,

                                          Ноги в пол упри смелей.

                                          Руки, плечи, всё свободно.

                                          Петь приятно и удобно.

Распевание:

3. Пение с закрытым ртом на сонорный «м» (legatostaccato)

4. Звук  «ту-у-у-у».  (Все  сидим на одной ступеньке. Тянуть звук,  найти этот звук на металлофоне.  Пение по одному, хором)

5. «Барашеньки-крутороженьки»  (слуховой самоконтроль, на одном звуке)

6. «Робинзон с Пятницей разговаривают» (ма-мэ-ми-мо-му  с  транспонированием)

7. «Дили-дон,  дили-дон, что за странный перезвон» (ля-си)

8. «Кукушка»  (малая терция ля-фа диез;  ку-ку)    «Ослик» (чистая квинта ля-ре;  и-а) Ослик спорит с кукушкой.

9.  «Ослик заболел»  (квинта умен.) Кукушка его утешает (малая терция)

10. Гоп-гоп-гоп, я скачу в галоп  (мажорное трезвучие)

     Гоп-гоп-гоп, не хочу в галоп  (минорное трезвучие)

11. Маленькая Юлька, ты у нас  чистюлька.  (мажорное  трезвучие)

             Маленькая Юлька, ты у нас  грязнулька.   (минорное трезвучие)

                           Игра «Хозяйка, гуси и волк»

                    (на формирование  чистоты интонации)

Хозяйка купила себе разных гусей: белых, серых, хороших гусей. Они звонко кричат: «Га-га-га!»  Их голос хозяйка услышит издалека. Когда хозяйка уходит на базар, волк «тащит»  всех гусей и прячет их по разным  местам (каждого отдельно за детский стульчик, стульчики расставлены по разным местам в зале). Гуси сидят тихо, молчат, боятся волка. Приходит хозяйка. Она ищет своих гусей. Подходит к месту, где спрятан гусь  (к стульчику, где сидит ребёнок). Гусь должен звонко крикнуть: «Га-га-га!», чтобы Хозяйка его услышала и спасла. Если ребёнок отвечает  тихо, робко, негромко, низко, не звонко, то Хозяйка говорит: «Нет! Это не мой гусь… Голос у моих гусей звонкий…» и проходит мимо. Первый раз хозяйка подходит к стульчику, где сидит ребёнок с высоким звучанием голоса, для того, чтобы низкопоющие дети могли ему подражать. Гусь звонко кричит: «Га-га-га!» Хозяйка обрадовалась: «Это мой гусь! Он звонко кричит!» быстро его освобождает и гусь бежит «домой».  А Волк в это время зорко следит за гусем. И как только гусь выбегает из-за стульчика, волк гонится за ним, стараясь его поймать. Этот момент игры очень нравится детям, поэтому каждый старается крикнуть звонким, высоким голосом: «Га-га-га!», чтобы хозяйка его освободила. У каждого ребёнка, даже у поющего самым  низким голосом, в игре эти звуки получаются легко. Хозяйка иногда ещё переспрашивает: «Так ты мой гусь, как ты кричишь?» Гусь ещё раз отвечает  (вырабатывается привычка мышечного ощущения высокого звука)

Варианты фонопедических упражнений для дошкольников

  1. «Нафаня» Вспомним сказку про Нафаню:

«Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли стоял дремучий лес. А в том дремучем лесу была опушка, а на опушке стояла избушка. Не кривая, не косая, а прямая. (Корпус вправо, влево, прямо; лопаточки закрепить, подбородок прижать: певческая установка).

- А в той избушке на чердаке жил озорной домовёнок по имени Нафаня. (Раскрыли рот как чемодан, выдохнули «На-фа-а-а-ня»)

- Любил Нафаня из-за двери выглядывать (несколько раз высунуть и быстро убрать язык сквозь плотно сжатые губы)

- А дверь всё скрипела и скрипела (горловой скрип)

- Любил Нафаня по ящичкам лазить (водят языком между зубами и губами вверх, вниз, вправо, влево)

- А бывает, разбесится Нафаня и крутится по всем ящичкам как белка в колесе (быстрое движение языком)

- Набегается Нафаня и ищет щёлочку, чтобы отдохнуть и поспать (прикусывают кончик языка всеми зубами попеременно)

- Как-то раз Нафаня потерялся. Ищем его (делаем кончиками пальцев массаж лица)

- Обиделись мы на Нафаню (губы отвисли, подбородок опущен)

- А вот он, Нафаня! Нашёлся! (радостно, возвращаем мимику в обычное состояние)

- Опять спрятался (губы отвисли, подбородок опущен)

- Разозлились мы на Нафаню и превратились в диких кошек (рот раскрыт по максимуму, зубы оскалены, лапки в коготки, рычим)

- Нашёлся! (радостно)

2. «Сказка-страшилка» Начнём со сказок. Будем друг другу рассказывать страшную сказку-страшилку: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ; Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ (Рот открыт движением челюсти вперёд-вниз, губы расслаблены. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица испуганное. Произносить тихим низким голосом. Произносить гласные без видимых движений губ и челюсти (тренаж произношения нейтральной гласной.)

3. «Рыба»  Приплыла рыба в детский сад (дети называют: карась, щука, сок и т.д.) и просит научить её говорить. А-а-аб, а-а-ап, а-а-ав, а-а-аф, а-а-ач и т.д. (работа мышц артикуляционного аппарата, выдох согласной с широко открытым ртом)

Песенное творчество

М.Р.  – «Сейчас мы послушаем увертюру к сказке «Волк, коза и семеро козлят» композитора  Л. Олифировой»   (лейтмотивы героев: козы, козлят, волка.  Добро побеждает зло)

М.Р. Кто пишет, сочиняет  музыку?

Дети. Композиторы.

М.Р.  Мы сегодня тоже побудем композиторами. Будем сочинять песенку волка и козы. Какой голос у козы? У волка?

                      Козлятушки,  ребятушки.

                      Ваша мама пришла, молока принесла  (индивидуальное задание для 3-4 детей)

М.Р.  Давайте добавим в сказку ещё один персонаж Лису. Но не плутовку, а Лису-учительницу музыки. Но, прежде,  подготовимся к её приходу  (дети  разучивают  фразу из арии Лисы «Попробуйте также как я, ля-ля, начать новый день с ноты ля, ля-ля)

(Музыкальный руководитель надевает воротник, шапочку Лисы, берёт бутафорскую скрипочку, поёт под фонограмму. Дети по смычку скрипки (дирижёрский жест) подпевают разученную фразу)

Лиса (м.р.)  Предлагаю поиграть в слова.  «Игра в слова» музыка Е.Попляновой  (взрослый-ребёнок) на развитие слухового внимания, ладотонального слуха, чувства ритма, дикции, речи и т.п.)

               «Сказка о весёлом бельчонке Пике»

Определение уровней  развития голоса, вокальных навыков и чувства ритма у дошкольников с помощью игровых приёмов

       В одном лесу жил весёлый рыженький, пушистенький бельчонок Пик!  Светило солнышко и Пик весело  прыгал с веточки на веточку, вот так: (звучит  любая полька) – попрыгаем вместе с бельчонком, а теперь потопаем (прыжки, притопы – чувство ритма  через движения)

     Рядом по соседству жили друзья Пика.  У большой сосны Зайчиха учит своих зайчат играть на барабане сначала одной лапкой, потом другой, обеими, поочерёдно. (Ребёнок повторяет  ритмический рисунок за педагогом.  Добавляются звучащие жесты – щелчки, шлепки и пр. Хлопки с кубиками, палочками, стаканчиками пр. Ритмический рисунок постепенно усложняется. (Чувство ритма, музыкальная память на ритмические комбинации.)

     Захотелось зайчатам поплясать:

  1. Пружинка, пружинка-хлопок
  2. Выставление ноги на носок
  3. Повороты с притопами.
  4. Кружение. (Музыкальная память на комбинацию движений, согласованность движений под музыку и др.)

У ели под корягой змейка жила. Вот она выползает на горку, чтобы погреться на солнышке. (Звучит хроматическая гамма вверх). Солнышко прячется за тучку, змейка  уползает под корягу. (Звучит хроматическая гамма вниз). (Педагог предлагает ребёнку отвернуться и послушать, куда поползла змейка: вверх погреться на солнышке или под корягу)

     На деревьях в лесу  щебетали птички. Каждая радовала  бельчонка своей  песенкой.

Кукушка куковала:  «Ку-ку» (терция)

Чибис: «Чив-чив» (кварта)

Дятел долбил дерево: «Тук-тук» (квинта)

А по ночам ухал старый дядюшка Филин: «У-гу» (октава)

 «Послушай, чья это песенка: кукушки, дятла, филина?» (Чистота интонации, диапазон, качество голоса, артикуляция и др.)

     Треснуло старое дерево. Испугались птицы, вспорхнули…опять садятся.

Вот одна, вот другая, вот третья. (Звучит мажорное трезвучие) Дружно птички сидят (пропеть).

     На соседнюю веточку ещё птичка прилетела (звучит один звук), прилетела вторая, села рядышком, сидят тесно – ссорятся (звучит секунда).

Сколько птичек сидит на веточке, две или три? (трезвучие или секунда), дружно сидят или ссорятся?

     Бельчонку Пику нужно заготавливать на зиму грибы и орехи. Послушай, куда поскакал Пик, вниз – собирать грибы, или вверх – собирать орехи? (арпеджио вверх, вниз).

Сколько орехов спрятал в дупло бельчонок? Сколько грибов повесил сушиться на веточку? (Одна нота звучит несколько раз)  (Слуховое внимание.)

     Ой, дождик пошёл! Сочини песенку дождика (большой – маленький, усиливается – затихает) на металлофоне.

     Кончился дождик, опять солнышко показалось. Обогрело и бельчонка Пика и его друзей. Давай споём лесным жителям нашу знакомую песенку.

(любую выученную на занятиях песенку, с аккомпанементом и без поддержки инструмента). (Музыкальная память, чистота интонации, владение дыханием, знание текста, уровень развития дикции и др.)

     Вот и вечер наступил, спать бельчонку пора. Придумай Пику колыбельную песенку. (Песенное творчество)

Раздел музыкальной деятельности

Задачи музыкального воспитания

                                                                                                                                                                                      Возраст ребенка

«Пение»

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Вызывать активность детей при подпевании  и пении, внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать  фразы в песне. Постепенно приучать к самостоятельному пению.

Вызывать активность детей при подпевании  и пении, внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать  фразы в песне. Постепенно приучать с самостоятельному пению. Учить выразительному пению. 

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми) – ля (си), в одном темпе с другими, чисто и ясно произносить слова, передавать характер мелодии по образцу.

Формировать навык выразительного пения (протяжно, подвижно, согласованно) в диапазоне ре-си; брать дыхание между короткими фразами, смягчать концы, петь чисто, четко произносить слова. Учить чувствовать и предавать характер музыки, узнавать знакомые мелодии. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него с помощью взрослого.

Формировать певческие навыки, петь легким звуком в диапазоне ре-до2; брать дыхание перед началом пения и между фразами, четко произносить слова.

Эмоционально передавать разный характер мелодии, петь усиливая и ослабляя звучание.

Развивать навыки сольного пения с инструментальным сопровождением и без него.
Развивать песенный музыкальный вкус.

Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в диапазоне до – ре2, обращать внимание на дикцию, учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы.

Закреплять навыки сольного и коллективного пения с музыкальным сопровождением и без него.